Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Энергосбережение".
Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество»
для детей средней группы(4-5 лет)
Тема: «Приключения с клоуном Лампиком»
Программные задачи: расширять представления детей о природных ресурсах (вода, тепло, электроэнергия) и экономном их расходовании. Систематизировать представления детей об источниках тепла. Развивать познавательную активность. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Материал и оборудование: 5 надутых гелием шаров, таз с водой, 2 бутылки с водой, на пробки которых внутри нанесена гуашь, таз с водой, 2 стакана, в дне которых проделаны отверстия (в одном – большое, в другом – маленькое), картинки-флажки с предметами, которые отдают тепло и которые сберегают, картинки лампочки, печки, стакана с водой и ситуаций, когда эти предметы нужны, бумажный ключ, разрезанный на 5 частей, каждая часть которого вложена в конверт, прикреплённый к верёвке шарика, теневой театр, фонарь, 2 ленточки с резинками на концах, картинки-раскраски в подарок детям, чемодан, ключик на верёвочке, маленькая сумочка через плечо.
Ход занятия
В группу вбегает воспитатель, переодетый клоуном. В руках у него шары и чемоданчик. Он ставит чемодан и, отпуская шары в разных частях группы, говорит:
Клоун (К.) Доброе утро, глубокие реки,
Доброе утро, высокие горы,
Доброе утро, тёплому ветру,
Доброе утро, я солнцу скажу,
О! Доброе утро, ребята!
Можно я крепко всех вас обниму? (Обнимает детей.)
Меня зовут клоун Лампик. (Здоровается и знакомится с детьми.) У меня с собою чемодан. Вам интересно, что в нем? (Пытается открыть, не может.) Не открывается, что же делать? Ладно, пусть пока постоит. Я принес вам красивые шарики, но они не простые, а волшебные. Может они нам помогут? (Слушает, что говорит шарик.) Вы хотите со мной поиграть? Тогда за мной. (Клоун вместе с детьми выполняет движения в соответствии с текстом.)
Мы пойдём налево,
А потом направо.
Все присели, на носочки встали.
Тихо к шарику подбежали,
И во что играть узнали.
Все подходят к красному шару и узнают, в какую игру будут играть.
Игра «Что исправит ситуацию?» (Приложение 1)
Клоун достаёт из кармана картинки: стакан с водой, печь, лампочка, закрепляет их на магнитной доске. Затем достаёт по очереди картинки с изображением тёмной улицы, замёрзшего человека, грязных рук и т.д. и предлагает детям определить, что поможет исправить ситуацию. (На улице включить фонарь, лампочку, человека обогреть у печки, надеть варежки, руки вымыть с мылом.)
К. Молодцы, справились. Ой, тут на ленточке у шарика конверт, а в нём что-то лежит. (Достаёт кусочек пазла ключа.) Вы не знаете, что это такое? И я не знаю. Давайте положим его в эту чудесную сумочку. Готовы играть дальше? Тогда вперёд. (К. вместе с детьми выполняет движения в соответствии с текстом.)
Мы пойдём налево,
А потом направо.
Все присели, на носочки встали.
Тихо к шарику подбежали,
И во что играть узнали.
Клоун берёт жёлтый шар и узнаёт у него, что дети должны отгадать героя сказки по тени. В теневом театре без света за ширмой показывает героя.
К. Угадали? Видно вам? (Нет.) А как можно угадать, если нет тени? (Нужно зажечь лампочку, фонарь.)
У клоуна в руках фонарь, он его раскрывает и фонарь загорается. Фонарь ставится за ширму и дети по тени угадывают героев (зайчика, лису, медведя). Теневой театр по сказке «Как Зайчик свет искал» (Приложение 2)
К. А вы, ребята, бережёте электричество в доме, со светом не спите? Выключаете его, когда выходите из комнаты? (Да.) Молодцы! Сберегайте в доме свет, чтоб светил он много лет! (Ещё один пазл кладётся в сумочку.) Будем играть дальше? (Да.) Тогда пошли. (К. вместе с детьми выполняет движения в соответствии с текстом.)
Мы пойдём налево,
А потом направо.
Все присели, на носочки встали.
Тихо к шарику подбежали,
И во что играть узнали.
Клоун берёт синий шар и узнаёт у него следующую игру «Сохраняет – отдаёт». Достаёт из-за воротника, косички, кармана ребят свёрнутые ленточки, прикрепляет их на спинки стульчиков, чтобы получилась натянутая лента.
К. Для чего можно использовать эти ленточки? (Бельё сушить, перешагивать, пролазить под ними.)
Игра «Сохраняет – отдаёт» (Приложение 3)
Достаёт из кармана картинку электрического обогревателя и спрашивает, даёт он тепло или сохраняет. Вешает картинку-флажок на одну из натянутых лент. Затем показывает картинку с шубой и спрашивает, дает ли тепло шуба. С детьми выясняет, что шуба только сохраняет тепло. Картинку-флажок вешает на другую ленту. Детям предлагается развесить картинки в зависимости от того, даёт тепло предмет или только сохраняет. (Дети выполняют задание.)
К. Молодцы, ребята! А вы тепло в квартире бережёте? (Да.) А как? (Ответы детей.) Дверь и окна закрывай, и тепло ты сберегай! (Из конверта достаётся ещё один кусочек пазла.)
К. Играем дальше? (Да.)
(К. вместе с детьми выполняет движения в соответствии с текстом.)
Мы пойдём налево,
А потом направо.
Все присели, на носочки встали.
Тихо к шарику подбежали,
И во что играть узнали.
Клоун поднимает большую салфетку и видит таз и 2 бутылки с водой.
К. О, бутылочка! Что в этой бутылке? (Это вода.) Вода в бутылке имеет цвет? (Нет.) Правильно, она бесцветная. А хотите, я покажу вам фокус и превращу её в цветную? (Да.)
Читает волшебные слова: «Крэкс-пэкс-лампэкс», – и трясёт бутылку, на крышке которой нанесена краска. Вода становится цветной.
К. Кто мне поможет ещё одну воду заколдовать? (Фокус повторяет с другой бутылкой.)
Клоун берёт в руки два стакана.
К. Ой, смотрите, стаканы дырявые. В одном дырочка маленькая, а в другом большая. Давайте посмотрим, из какого стакана вода вытечет быстрее. (Слушает предположения детей, пытается их запутать.)
Клоун зачёрпывает одновременно двумя стаканами воду и держит их над тазом, наблюдая, из какого стакана вода вытечет быстрее. Подводит детей к принятию вывода о необходимости экономить воду во время мытья рук. (Во время мытья рук кран надо открывать немножко, чтобы струя была тонкой, и не расходовалось много воды.)
К. Закрывайте плотно кран, чтоб не вытек океан. (Из конверта достаёт четвёртый кусок пазла.)
К. У нас остался ещё один шарик. Что он мне скажет? (Слушает, что «шепчет» шарик.) Он просит вас рассказать, как нужно беречь свет, тепло, воду. (Ответы детей.)
Клоун достаёт пятый кусочек пазла и предлагает попробовать собрать предмет. (Дети собирают.) Получается изображение ключа. (Приложение 4)
К. Ой, голова моя садовая, я же совсем забыл, что у меня есть ключик.
С помощью ключа, который висит у клоуна на шее, открывается волшебный чемодан. В нём лежат картинки-раскраски в подарок детям. (Приложение 5) Клоун раздаёт их детям.
К. Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять.
(Обнимает детей, прощается, уходит.)
Приложение 2
Сказка «Как зайчик свет искал»
Ведущий. Жил-был Зайчик.
Зима, стало холодать
День стал тоже убывать
стало раньше всё темнеть
рано стало вечереть.
Не прочесть любимой книжки
Стало скучно жить Зайчишке
И пошёл он в гости к Мишке.
Заяц. День стал, Мишка, убывать.
Темно в доме мне играть
В альбоме мне не рисовать
Любимой книжки не читать.
Медведь. Чтобы в доме свету быть
Надо лампочку купить!
Ведущий. Лампочку купил Зайчонок в дом
Весело зажил он в нём.
У Зайца в доме поселился свет
На улице темно, а в доме – нет
Заяц. Мне теперь совсем не скучно дома
Лампочка всегда горит и я играю снова
Я рисую и читаю, всё я вижу, не скучаю.
Ведущий. День и ночь горит у Зайца свет
Не берёг наш Зайчик электричества
И однажды свет погас,
Темно стало в тот же час.
Плачет Зайчик возле дома
Тяжело без света жить
Тут идет мимо лиса
Лиса – рыжая краса
Лиса. – Зайчик, у тебя беда?
Я помочь готова, да…
Ведущий. Заяц всё ей рассказал,
Лампочку ей показал.
Лиса. Много в жизни я видала,
Но такого я не знала.
Ведущий. Не смогла Лиса помочь
И пошла скорее прочь.
Зайчик плачет: Как же быть?
Как теперь без света жить?
Ведущий. Вот к Зайцу в гости Мишка поспешил, удивился и спросил:
Медведь. – Эй, Заяц, как дела?
Где же лампочка твоя?
Ты что ж Косой так лампочку себе и не купил?
Заяц. Свет в доме был, мне было хорошо
Но вот мой свет погас
И что же делать мне сейчас?
Медведь. Со светом, друг мой, не шути!
Есть свет, его ты береги!
Ему давай ты и поспать.
Свет тоже должен отдыхать.
И лишь, когда он отдохнёт
Он снова в доме заживёт.
Ведущий. Послушал Заинька совет
И Мишке дал такой ответ:
Заяц. – Я знаю, как теперь мне быть
Как со светом мне дружить.
Без надобности свет ты не включай
Уходишь – значит выключай,
Если темно играть – включи,
А поиграл и отключи!
Ведущий. С тех пор у Зайца в доме свет.
На улице темно, а в доме нет.
(Приложение )
(Приложение )
(Приложение )
раскрыть » / « свернуть