При прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории.
Направление деятельности — воспитатель, воспитатель-методист учреждений дошкольного образования.
Нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую деятельность, организацию образовательного процесса
Основы государственной политики в сфере образования. Государственные гарантии в сфере образования.
Основные термины, применяемые в Кодексе Республики Беларусь об образовании, и их определения.
Требования, предъявляемые к педагогическим работникам. Права и обязанности педагогических работников.
Система образования в Республике Беларусь. Основное, дополнительное, специальное образование.
Формы получения образования.
Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования.
Образовательные стандарты дошкольного образования как структурный компонент образовательной программы дошкольного образования.
Учебная программа дошкольного образования как технический нормативный правовой акт, определяющий цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Планирование дошкольного образования на основе типового учебного плана дошкольного образования.
Порядок деятельности учреждения дошкольного образования на основе Положения об учреждении дошкольного образования.
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы для обеспечения безопасных условий жизни воспитанников учреждений дошкольного образования.
Список источников:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2012. — № 13, 2/1795.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования».
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».
5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 65 «Об утверждении положений о педагогическом совете учреждения дошкольного образования и родительском комитете учреждения дошкольного образования и признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 2 апреля 2010 г. № 41».
6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
7. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих».
8. Учебная программа дошкольного образования. — Минск : НИО, 2019. — 479 с.
Современная теория и методика обучения и воспитания
Содержание образования и его компоненты. Деятельностный и личностно ориентированный подход в образовании.
Структура учебной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся.
Технологии образовательного процесса. Классификация образовательных технологий.
Современные средства обучения.
Организация образовательного процесса.
Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся.
Целеполагание и целепринятие в образовательном процессе.
Цель и задачи воспитания. Основные требования к воспитанию.
Основные составляющие воспитания.
Гуманистический подход к воспитанию; субъект-субъектное взаимодействие в процессе воспитания.
Детский коллектив как субъект воспитательного взаимодействия.
Организация воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса. План воспитательной работы.
Список рекомендуемой литературы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2012. — № 13, 2/1795.
2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь: приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W20615613. — Дата доступа 01.02.2013.
3. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. — 3-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 336 с.
4. Жук, О.Л. Педагогика / О.Л. Жук. — Минск : БГУ, 2003. — 420 с.
5. Кабуш, В.Т. Самоуправление учащихся : учеб. пособие. / В. Т. Кабуш. — 4-е изд. — Минск : Акад. последиплом. образования, 2005. — 187 с.
6. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система : теория и практика. — Минск : Акад. последиплом. образования. — 2001. — 332 с.
7. Катович, Н.К. Модели воспитания школьников: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, воспитателей / Н. К. Катович. — Минск : НМЦентр, 2000. — 120 с.
8. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 2009.
9. Подласый, И.П. Педагогика: в 3 т. / И.П. Подласый. — М.: Гуманит. центр «ВЛАДОС», 2007.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
11. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия, 2009. 512 с.
12. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. — СПб.: ПИТЕР, 2001. — 544 с.
Теория и содержание преподаваемого предмета
(реализуемого направления педагогической деятельности)
Социальная роль воспитателя учреждения дошкольного образования на современном этапе.
Здоровьесберегающая система в учреждении дошкольного образования как условие обеспечения качества дошкольного образования.
Предметно-пространственная развивающая среда как условие разностороннего развития ребёнка, реализации видов детской деятельности и укрепления здоровья.
Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Планирование образовательного процесса.
Основные закономерности и факторы развития личности ребёнка раннего и дошкольного возраста.
Характеристика игры как ведущего вида деятельности детей.
Сущность и задачи познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, их взаимосвязь.
Задачи, содержание и средства социально-нравственного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста. Воспитание и развитие личности ребёнка в труде.
Сущность и задачи физического развития детей раннего и дошкольного возраста, их взаимосвязь.
Сущность и задачи речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.
Сущность и задачи эстетического развития воспитанников.
Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи на современном этапе, её социальный и педагогический аспекты.
Преемственность дошкольного и общего среднего уровней образования. Формирование готовности детей к обучению в школе.
Список рекомендуемой литературы
1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т С. Комарова, С. П. Баранов. — М. : Акад. проект: культура, 2005. — 238 с.
2. Гуз, А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи : пособие для педагогов / А.А. Гуз. — Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2007. — 191 с.
3. Дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие. — Витебск : ВГУ, 2009. — 133 с.
4. Дошкольная педагогика : програм.-метод. комплекс. — Минск : БГПУ, 2006. — 299 с.
5. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Т. П. Елисеева ; под ред. М. М. Ярмолинской. — Минск: Лексис, 2004. — 68 с.
6. Житко, И. В. Планирование работы дошкольного учреждения : пособие для педагогов дошк. учреждений / И.В. Житко [и др.]. — Минск: Университетское, 2002. — 184 с.
7. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова [и др.]; под ред. С.Л. Новоселовой. — М. : Просвещение, 1989. — 286 с.
8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — 9-е изд. — М. : Академия, 2008. — 414 с.
9. Макаренкова, Г. Г. Создание здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении // Здаровы лад жыцця / Г. Г. Макаренкова. — 2003. — № 9. — С. 62—64.
10. Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: 2-е изд., перераб. и доп. / Е. А. Панько. — Минск: Зорны верасень, 2006. — 264 с.
11. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика : курс лекций / Н.П. Сазонова. — СПб : Детство-Пресс, 2010. — 44 с.
12. Смирнова, О.Е. Детская психология : учебник для вузов / О.Е. Смирнова. — СПб: Питер, 2009. — 304 с.
13. Учебная программа дошкольного образования. — Минск : НМУ «Нац. ин-т образования», 2019